Show

Для родителей полгода — это значимая дата в жизни ребёнка и серьёзный этап в развитии. За месяцы, прошедшие с рождения, малыш сильно подрос, стал социально активным и любознательным. Окрепшие мышцы открывают перед грудничком новые возможности и позволяют осваивать и развивать необходимые навыки, кроха уже многое умеет делать. Время бодрствования становится всё более интересным, занятия более разнообразными, а сам малыш более самостоятельным. При этом ребёнок не любит оставаться один, и мама постоянно должна быть рядом, ведь с ней ему комфортней и безопасней в таком большом мире.

Особенности физиологии шестимесячного ребёнка

В 6 месяцев грудничок в очередной раз проходит осмотр у педиатра. На приёме врач проводит антропометрические измерения, проверяет наличие рефлексов и выносит заключение об общем физическом развитии ребёнка. Сверьтесь с календарём прививок, чтобы не пропустить повторное вакцинирование от гепатита В и АКДС.

Никогда не нужно сравнивать своего малыша с другими, выискивая его несоответствие нормам. Ведь развитие каждого ребёнка индивидуально, идёт своими темпами и часто не определяется средними показателями. Если грудничок хорошо ест, с интересом играет, выглядит здоровым, то родителям не стоит беспокоиться о его росте и весе.

6-месячный грудничок

Шесть месяцев — это время перехода от активного роста к активным действиям

Показатели роста и веса у мальчиков и девочек в шесть месяцев — таблица

Пол ребёнкаВес, кгРост, смОкружность головы, см
Девочки5,7–9,361,2–70,339,6–44,8
Мальчики6,4–9,863,3–71,940,9–45,8

За предыдущий месяц дети в среднем набирают 650 г и подрастают примерно на 2 см. После 6 месяцев темпы роста ребёнка будут постепенно замедляться, а физическая активность увеличиваться.

Сон к этому возрасту обычно становится более спокойным и продолжается до 16 часов в сутки. При этом на ночной отдых приходится 9–10 часов. Днём ребёнок спит несколько раз, от 20 мин до 3–4 часов. Сон на свежем воздухе часто более длительный и спокойный, чем в помещении. Помимо прохладного воздуха и приятного покачивания в коляске, на качество сна могут влиять режущиеся зубки.

У многих малышей именно в 6 месяцев появляется первый нижний резец. Нередко это доставляет неприятные, даже болезненные ощущения ребёнку. Повышенное слюноотделение, припухшие дёсны, подъём температуры, капризы, беспокойный сон, отказ от еды или частые прикладывания также могут быть проявлениями процесса роста зубов. В этот период ребёнок тянет всё в рот, от игрушки до собственного кулачка. Родители могут помочь малышу, облегчив симптомы: при температуре — жаропонижающие, при боли — обезболивающий гель на десну, чтобы успокоить зуд — игрушка-прорезыватель. Все сроки прорезывания зубов условны и не являются чётким ориентиром.

Появляются зубы в определённой последовательности. Первыми вылезают 2 нижних резца — в среднем это происходит в 6 месяцев. Затем прорезываются два верхних резца, далее два боковых резца сверху, потом два снизу. Первые моляры появляются около полутора лет, клыки — чуть позже, и около двух лет появляются ещё 4 моляра. Примерно в 2 года и 5 месяцев во рту у ребёнка можно насчитать 20 зубов.

Так как в 6 месяцев у грудничков вводится первый прикорм, характер стула меняется: он становится более оформленным, появляется другой запах. Опорожнение кишечника происходит ежедневно до 3 раз. Но и отсутствие стула в течение одного-двух дней не должно вызывать беспокойство у родителей, задержка его может быть связана с введением нового продукта. Чтобы помочь малышу своевременно опорожнять кишечник, маме следует давать ребёнку больше жидкости, делать ему массаж животика, заниматься с ним гимнастикой. Если на фоне всех выполненных рекомендаций стула нет более 4–5 дней, необходимо обратиться к педиатру!

В полгода многие детки активно начинают менять положение своего тела в пространстве. Они переворачиваются, присаживаются, пытаются ползти. Такому проявлению активности способствует окрепший мышечный корсет и тяга к новым достижениям.

Врождённые рефлексы и приобретённые навыки: нормы развития

К шести месяцам большинство из рефлексов, имеющихся у новорождённых, угасают или в норме не наблюдаются вовсе. Зато малыш активно и настойчиво приобретает новые навыки.

Рефлексы, наблюдающиеся у ребёнка в шесть месяцев

  1. Сосательный рефлекс — если в ротик ребёнка попадает грудь или соска, он начинает активно сосать. Рефлекс постепенно угасает к году.
  2. Поисковый рефлекс — если потрогать щёчку малыша, то его головка повернётся в ту же сторону, а ротик будет искать сосок. В 6 месяцев рефлекс может быть слабо заметен, после года не наблюдается вовсе.
  3. Рефлекс Бабинского — когда проводят вверх по наружному краю стопы, пальчики у малыша расходятся. Некоторые врачи считают наличие этого рефлекса нормой до года, но есть мнение, что такая реакция стопы на раздражитель — это признак патологии, и требуется консультация специалиста.
  4. Хватательный рефлекс — при прикосновении к ладони чем-либо, ребёнок захватывает и удерживает предмет. В 6 месяцев этот рефлекс является условным.

Рефлексы, которые должны отсутствовать у шестимесячного грудничка

  1. Ладонно-ротовой рефлекс — когда происходит нажатие большим пальцем на ладонь ребёнка, он поворачивает головку и открывает рот.
  2. Рефлекс Галанта — если провести вдоль позвоночника, малыш изгибает спину.
  3. Рефлекс ползанья Бауэра — если к стопам ребёнка, находящегося на животе, приложить опору, появятся ползающие движения.
  4. Хоботковый рефлекс — при лёгком прикосновении к губам ребёнка, они вытягиваются в форме хоботка.
  5. Рефлекс опоры — если малыша поставить на стол, он плотно упирается в него стопами.
  6. Шаговый рефлекс — когда ребёнка, «стоящего» на опоре, слегка наклоняют вперёд, появляются шаговые движения.

Если у ребёнка наблюдаются рефлексы, которые не должны проявлять себя в 6 месяцев, необходима консультация невропатолога, так как существует вероятность поражения нервной системы.

Малыш сидит и играет с развивающей игрушкой

После шести месяцев ребёнок активно приобретает новые навыки и умения

Некоторые детки в физическом плане развиваются раньше сроков. В 5 месяцев они уже сидят, в 6 месяцев встают, а в десять ходят. Конечно, таких спортсменов не удержать, но стимулировать ребёнка к ранним достижениям специально не следует. Специалисты настаивают, что мышцы ребёнка должны быть хорошо подготовлены к новым свершениям, а самое полезное занятие для малыша — это ползание.

Умения и навыки шестимесячного малыша

В полгода ребёнок становится более самостоятельным и осваивает новые умения и навыки:

  • понимает, когда к нему обращаются, и знает своё имя;
  • улыбается и оживляется в ответ;
  • внимательно слушает речь;
  • если назвать какой-то хорошо знакомый предмет, малыш поворачивает голову к нему и находит его глазами;
  • переворачивается со спины набок, затем на живот (в обе стороны);
  • захватывает руками ножки, тянет их в рот;
  • с интересом рассматривает предметы;
  • берёт игрушку, находящуюся рядом, хорошо держит её, перекладывает из руки в руку;
  • держит игрушки в обеих руках, трясёт ими, стучит, бросает;
  • тянет всё в рот;
  • высоко поднимает грудь, опираясь ладонями в поверхность;
  • встаёт на четвереньки, раскачивается в этом положении;
  • пытается самостоятельно садиться;
  • понимает, что произойдёт в результате какого-либо элементарного действия (например, если бросить игрушку, то она упадёт на пол);
  • тянется к маме;
  • может различать положительные и отрицательные эмоции: выражает это мимикой (улыбается или настораживается) в ответ на слова и выражение лица взрослого;
  • отдельные звуки соединяет в слоги, начинает лепетать (пока слоги не несут смысловой нагрузки);
  • может проявлять недоверие к посторонним людям;
  • подзывает маму криком с разной интонацией в зависимости от потребностей.

Около шести месяцев грудничок начинает координировать свои действия. Он целенаправленно берёт какой-либо предмет и после этого тянет его себе в рот.

В этом возрасте ребёнка уже можно занять игрушкой на какое-то время. Особенно интересны малышам в этом возрасте пирамидки, мячи, музыкальные погремушки. Кроха с удовольствием будет проводить время на развивающем коврике.

Малыш на развивающем коврике

Кроха с удовольствием будет проводить время на развивающем коврике

Некоторые дети начинают присаживаться самостоятельно уже в пять месяцев, а некоторые только в восемь. Чаще всего дети садятся из положения стоя на четвереньках или через бок, высоко поднимая грудь над поверхностью и затем отрывая одну руку. Бывает, ребёнок садится быстро и неожиданно для родителей, а бывает, не оставляет своих попыток на протяжении нескольких недель. Мышцы малыша должны достаточно окрепнуть, чтобы удержать позвоночник в правильном положении, иначе в дальнейшем у ребёнка могут проявиться различные нарушения осанки. Не стоит усаживать малыша специально, когда он не способен это сделать сам.

Родителям не нужно переживать, если ребёнок освоил пока не весь список умений и навыков, но при этом активен, интересуется окружающими предметами и стремится к новым достижениям. Значит, он обязательно сделает это чуть позже.

Если у родителей возникают вопросы, связанные с темпами развития ребёнка, малыш заторможен, действия его несимметричны, он всё время молчит, необходимо проконсультироваться со специалистом.

Календарь развития: что умеет ребёнок в 6 месяцев — видео

Должный уход за ребёнком в 6 месяцев

Доброе утро малыша начинается с маминой улыбки, гигиенических процедур (умывание, подмывание) и грудного молочка или смеси. Воздушные ванны на 10–15 минут желательно устраивать после каждого подмывания. Когда есть потребность, кожу и складочки обрабатывают кремом от опрелостей.

Иногда мама замечает повышенное слюнотечение у ребёнка. Это может быть вызвано появлением зубов или индивидуальной особенностью малыша. Чтобы избежать раздражений на коже, необходимо промокать слюнки. Платочек должен быть чистым, мягким и, желательно, одноразовым. Покрасневшую от постоянного раздражения кожу рекомендуется смазывать противовоспалительным детским кремом.

Если зубки уже прорезались, раз в один-два дня их рекомендуется чистить. Для этого мама должна обмотать свой указательный палец чистой марлевой салфеткой (или бинтом), смочить её в кипячёной воде и протереть зубки со всех сторон. Движения должны быть аккуратными, чтобы не повредить десну. Можно приобрести специальный силиконовый напальчник для чистки зубов до года. Никаких зубных паст использовать не нужно.

Чистка зубов грудничку силиконовым напальчником

Грудным детям чистят зубы и дёсны с помощью силиконового напальчника

В каждой семье существует свой режим дня. Прогулки зависят от настроения родителей, ребёнка и погоды. Хорошо, если они совпадают с дневным сном малыша. Гулять с грудничком на свежем воздухе рекомендуется более 3 часов в день. Дома в период бодрствования можно заняться гимнастикой и массажем. Обычно день заканчивается купанием. При потнице в ванночку добавляют отвары трав календулы, череды или ромашки. После купания малыш ест и засыпает.

Распорядок дня помогает родителям планировать свои дела, исключает суету. А малыш чувствует себя более спокойно и уверенно, если в его жизни существует режим.

Питание: что можно и нужно давать на шестом месяце жизни

Основной едой для малыша в 6 месяцев остаётся грудное молоко или смесь. Если ребёнок находится на грудном вскармливании, то до этого возраста прикорм обычно не вводят. В полгода грудничку предлагается новое блюдо, часто это овощной отвар (например, из капусты цветной или брокколи). Начинают давать отвар с чайной ложки, каждый день увеличивая объём и через 3 дня заменяя на пюре из этого же продукта. Объём овощного пюре доводят до 150 г. Такая норма полностью заменяет собой грудное молоко в один из приёмов пищи. Докармливать в процессе введения прикорма необходимо грудью. Примерно через 14 дней предлагается новый продукт. Это может быть каша, приготовленная на воде (гречневая, рисовая, кукурузная). Начинают с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объём до 150 г и заменяя тем самым одно кормление. В 6 месяцев малыши-искусственники едят 5 раз в сутки. Детям, находящимся на искусственном вскармливании, прикорм иногда начинают давать на 1–1,5 месяца раньше. Но многие педиатры считают, что ранний прикорм необязателен. Так как современные смеси практически полностью соответствуют потребностям малыша, вводить первый новый продукт можно также в полгода.

Ребёнку дают прикорм с ложечки

С новыми блюдами кроху знакомят постепенно, начиная с чайной ложки продукта

В рацион полугодовалого ребёнка могут входить: овощное пюре — 150 г, каша — 150 г, фруктовое пюре (или сок) — 60 г, творог — 40 г, мясное пюре — 30 г. Сроки и очерёдность введения нового продукта не являются строгим ориентиром и зависят от конкретного ребёнка и рекомендаций врача.

Во время первого прикорма не рекомендуется давать яркие овощи и фрукты (например, морковь, красные яблоки, цитрусовые), а также каши, содержащие глютен (например, овсяная, пшеничная, ячменная и манная каши).

Если организм ребёнка не принимает новый продукт, мама может обнаружить аллергическую реакцию на коже или проблемы со стулом у малыша. При появлении нежелательных последствий, прикорм прекращается. И когда исчезнут все симптомы, пробуют ввести другой вариант.

Правила введения нового продукта во всех случаях одни и те же: начинаем с малого, следим за реакцией, увеличиваем объём, новый продукт предлагаем через 10–14 дней.

Доктор Комаровский о правилах введения прикорма — видео

Чем заниматься и как развивать малыша в полгода

Ребёнок, с которым занимаются, развивается гармонично, а его успехи более ощутимы для родителей. Гимнастика и массаж способствуют нарастанию мышечной силы и укреплению мышечного корсета, что очень важно для рук, ног и спины полугодовалого грудничка.

Если мышцы не готовы, и малыш не присаживается самостоятельно, то родителям сажать его не следует. Для того чтобы ребёнок смог поползти и сесть рекомендуется выполнять массаж и комплекс упражнений.

Ранняя нагрузка на этот самый позвоночник может привести в дальнейшем к самым разнообразным проблемам (искривлениям, радикулитам и т. п.). Ещё раз обращаю внимание: сидеть и ходить ребёнок должен захотеть сам. По крайней мере, в возрасте до года не надо его сознательно тренировать и «учить». Ничего страшного, если малыш лишний месяц полежит и поползает.

Евгений Олегович Комаровский

http://www.komarovskiy.net/knigi/sidenie-polzanie-stoyanie-xozhdenie.html

Доктор Комаровский о раннем усаживании малыша — видео

Комплекс упражнений для полугодовалого малыша

К 6 месяцам многие мамы овладевают методикой общеукрепляющего массажа (лечебный массаж делает специалист по показаниям). Во время или после сеанса с ребёнком выполняют упражнения, способствующие физическому развитию малыша.

  1. Скрещивание рук на груди. Ребёнок находится на спине. Вложить свои большие пальцы в ладони малыша так, чтобы он их обхватил. При этом придерживать кисти рук ребёнка. Развести его руки в разные стороны, затем скрестить их на груди. Чередовать положение рук.
  2. «Бокс». В руки малыша можно вложить свои большие пальцы либо резиновые кольца. Попеременно выпрямляя и сгибая руки ребёнка, делать боксирующие движения.
  3. Круговые движения руками. Обхватить руки ребёнка своими. Производить круговые движения в обе стороны.
  4. «Велосипед». Взять ножки малыша. Попеременно прижимать колени к животику и выпрямлять ножки.
  5. Скользящие движения стоп по поверхности. Ножки согнуты в коленях, ступни попеременно скользят по направлению к попке малыша по поверхности.
  6. Поднимание прямых ног. Ребёнок лежит на спине, ножки прямые. Поднять обе ноги вверх до прямого угла, вернуть в исходное положение.
  7. Перевороты со спины на живот. В ручку ребёнка вложить свой указательный палец, потянуть в противоположную от захваченной руки сторону. Малыш окажется на боку. Далее, потянуть его ещё, немного помогая ему, если потребуется. Грудничок ляжет на животик. То же проделать в противоположном направлении.
  8. Присаживание. Малыш лежит на спине, ножки фиксируются рукой. Вложить свои пальцы в руки ребёнка, придерживая его кисти. Потянуть на себя и помочь присесть малышу. Когда ребёнок самостоятельно не садится, сажать его полностью на длительное время не следует. Вернуть малыша в исходное положение. Повторить. Если грудничок может подтянуться на одной руке, упражнение выполняется при поддерживании его то за одну ручку, то за другую.
  9. Ходьба на руках. Положить интересную игрушку на небольшом расстоянии от ребёнка. Малыш лежит на животе, раскрытые ладошки находятся на поверхности. Приподнять ножки и таз ребёнка так, чтобы он остался стоять на руках. Можно немного покачать его в этом положении. Хорошо, если малыш начнёт переставлять ручки сам.
  10. Обучение ползанию. Ребёнок лежит на животе. Ручки раскрыты ладонями вниз. Приподнять малыша за животик вверх. Ладони и ножки грудничка при этом остаются на полу, ножки согнуты в коленях. Можно покачать его в таком положении.
  11. «Самолётик». Упражнение способствует укреплению мышц спины. Ребёнок находится на животе. Немного разводим и приподнимаем его ручки. За руками вверх тянется грудная клетка. Помогаем малышу остаться в таком положении несколько секунд.
  12. Наклоны. Исходное положение — на руках у родителя, спина ребёнка прижата к груди взрослого, ножки малыша прямые, зафиксированы. Потянув немного за ручку, заставить малыша наклониться вперёд, затем он должен вернуться в исходное положение. Помочь ему при необходимости.

Каждое упражнение повторить 4–6 раз. Занятия можно проводить на фитболе. На мяче делают «самолётик», качают малыша так, чтобы он касался ножками пола. При упражнениях обязательно придерживать мяч и ребёнка, обеспечивая безопасность.

Занятия с малышом на фитболе

Гимнастика укрепляет мышечный корсет и способствует правильному развитию ребёнка

Упражнения рекомендуется выполнять не ранее, чем через 30 минут после еды. В помещении, где занимается ребёнок, должен быть свежий воздух, температура примерно 22 градуса.

Гимнастика для ребёнка в 6 месяцев — видео

Каким играм можно научить 6-месячного ребёнка

  1. Самое лучшее место для игр с ребёнком — пол. Вокруг можно разложить интересные предметы, чтобы малыш захотел добраться до них.
  2. Игрушки должны быть разных форм, размеров, цветов и фактур. Это развивает зрительное восприятие грудничка и тактильные ощущения.
  3. Можно танцевать с ребёнком на руках под музыку, кружить его, наклонять. Такие перемещения благотворно сказываются на координации.
  4. Если малыш уже сидит, можно предложить ему для игры пирамидки.
  5. Простые пальчиковые игры (например, «Сорока-ворона», «Дятел») также пойдут ребёнку на пользу.
    Пальчиковая игра

    Пальчиковые игры способствуют развитию речи и мелкой моторики

  6. Занятия с коробочками, в которые можно что-то класть, а потом доставать, тоже могут заинтересовать грудничка.
  7. Для игры хорошо подойдут звучащие игрушки, неваляшки, барабаны, колокольчики.
  8. Можно сшить мешочки или целые яркие мягкие книжечки, наполнив их детали разным содержимым (крупой, горохом, камушками, фасолью).
  9. Предложенные задачи заставят малыша подумать, как найти игрушку, на которую накинули платочек или как взять предмет, если руки уже заняты.
  10. Ребёнку показывают яркие картинки в книжках, называя их. Можно читать небольшие ритмичные четверостишья.
  11. Нравится малышу и игра в «ку-ку» с мамой или другим взрослым.
  12. Разнообразные звуки и музыка хорошо сказываются на слуховом восприятии.
  13. Можно посадить грудничка перед большим зеркалом, он заинтересуется своим отражением.
  14. На улице необходимо рассказывать малышу об окружающем мире, чётко проговаривая названия и действия.
  15. Можно дать грудничку воздушный шарик, отпускать и ловить его вместе с малышом.
  16. Купаться ребёнку интересней с игрушками, лейками и формочками.

Когда малышу предлагается новая игра, мама (или другой взрослый) обязательно должны помочь ребёнку освоить её. Например, если даются коробочки с предметами, родитель показывает: как достать что-то из них, как положить обратно. Это можно проделать вместе с рукой малыша, направляя её и помогая брать и класть. Аналогично нужно поступать с другими новыми играми: пирамидками, лейками, барабанами, колокольчиками и т. д. В конце игры обязательно похвалите малыша.

Мама играет с ребёнком 6 месяцев

Мама (или другой взрослый) обязательно должны помочь ребёнку освоить новую игру

Каждое действие мама должна сопровождать комментариями, рассказывая и показывая малышу что-либо новое, или проговаривая уже известное ему. А если ребёнок начал лепетать, можно повторять за ним слоги. Пока малыш не способен сосредоточенно и спокойно сидеть, во время чтения книжки, но взрослый может рассказывать небольшие стишки и сказки ребёнку во время общения. Занимаясь и играя, родители помогают ребёнку расти здоровым, активным и любознательным.

Шестимесячный малыш может быть очень подвижным. Задача взрослых в этот период обеспечить безопасное пространство для ребёнка, поддерживая его интерес к познанию. Ему предстоит ещё со многим познакомиться и многому научиться. Грудничок пока только в начале пути, но поддержка и любовь семьи сделают его дорогу приятней, легче и интереснее.

Adblock
detector