Для родителей, ещё недавно держащих на руках новорождённого кроху, 6 месячный возраст кажется очень значимым. Несмотря на то что большинство проблем, таких как колики, выбор подходящей смеси или установление лактации уже позади, появляются новые вопросы: сколько должен спать ребёнок в 6 месяцев, нужен ли ему режим, чем заполнить его бодрствование днём.

Ночной и дневной сон ребёнка в 6 месяцев

В полугодовалом возрасте ребёнок спит около 15 часов в сутки (этот показатель соответствует нормам Всемирной организации здравоохранения). Ночной сон должен составлять не менее 10 часов, а оставшееся время распределяется между тремя периодами отдыха днём. Некоторые малыши в этом возрасте обходятся двумя дневными снами примерно по 2 часа каждый. Это может зависеть от активности крохи, уровня его физического и психоэмоционального развития, уклада семьи.

По мнению известного педиатра Комаровского Е.О., в сокращении количества дневного сна у 6 месячных детей нет ничего «угрожающего физическому и моральному здоровью», особенно если это устраивает родителей.

В шесть месяцев ребёнок уже может обойтись без ночных просыпаний для того, чтобы поесть, и крепко спать 7–8 часов подряд до первого утреннего кормления.

Шестимесячный ребёнок

В 6 месяцев малыш уже умеет проявлять эмоции: радость, печаль, страх, удовольствие

Сколько бодрствует 6 месячный малыш и чем его можно занять

Периоды бодрствования крохи увеличиваются по сравнению с младшим возрастом и могут длиться до 3 часов. Большую часть времени занимают игры и развивающие занятия (а также прогулки, если малыш уже не спит в коляске). К 6 месяцам у ребёнка формируются предпочтения в выборе игрушек. Важно помнить о том, что из-за режущихся зубов малыши начинают всё тянуть в рот, поэтому предметы, которые используются для занятий, должны быть чистыми и изготовленными из безопасных нетоксичных материалов.

Облегчить зуд в дёснах малышам помогают специальные прорезыватели — их можно охлаждать в холодильнике и давать «погрызть» крохе.

После 6 месяцев дети начинают осваивать ползание. Для этого можно с помощью одеяла или детского коврика отделить небольшую часть комнаты, разложив на покрытии игрушки. Ребёнок будет пытаться дотянуться до них, поэтому такой способ стимулирует развитие нового навыка.

Играя с малышом очень важно проговаривать действия, названия предметов и их признаки. Таким образом формируется пассивный словарный запас, который со временем перейдёт в активный.

Прогулки

Гулять с ребёнком нужно 2 раза в день по 1,5–2 часа (если малыш ещё спит в коляске, это время можно совмещать с дневными снами). В тёплую погоду длительность нахождения на свежем воздухе может увеличиваться.

Бодрствующий на улице ребёнок будет проявлять активный интерес ко всему вокруг — цветам, деревьям, птицам. Прогулка, проведённая за несколько часов до укладывания на ночь, во много раз увеличит вероятность спокойного и крепкого сна.

Гимнастика и массаж

Гимнастику (а также активные игры) лучше проводить в первой половине дня: обычно эти занятия сопряжены с сильным выплеском эмоций, и после них малышу нужно время, чтобы успокоиться.

Если проводить в активные игры перед сном, ребёнок может перевозбудиться (нервная система ещё не окрепла, а на возвращение в спокойное эмоциональное состояние нужно время). В этом случае малыш может быть капризным, беспокойным, а для того чтобы он уснул понадобится много времени.

Расслабляющий массаж, наоборот, помогает успокоиться и настроиться на сон. Проводить его рекомендуется после вечернего купания. Если ребёнок не страдает аллергией, можно использовать специальные детские масла.

Купание

Большинство мам и пап купают детей вечером — малыши настолько утомляются водными процедурами, что, как правило, крепко засыпают после них.

Некоторых крох ванна, наоборот, возбуждает, и малыши ещё долго не могут успокоиться и уснуть. Таких детей лучше купать в первой половине дня.

Причины нарушения режима

Если родители с рождения приучали малыша к распорядку, в 6 месячном возрасте он уже привыкает жить по этому принципу. Однако есть ряд факторов, которые могут повлиять на сбой режима:

  • недостаток кальция (детскому организму требуется повышенное количество минерала, так как это период активного роста и прорезывания зубов);
  • введение прикорма (непривычная пища может вызвать нарушения в работе пищеварительной системы. Решением проблемы является отмена нового продукта до полного прекращения симптомов и восстановления режима);
  • режущиеся зубки (они вызывают сильный дискомфорт и даже боль).

Анализ крови и консультация педиатра и невролога помогут выявить недостаток кальция. При такой проблеме возможно назначение препаратов с содержанием этого микроэлемента.

После устранения причин нарушения сна, режим необязательно станет прежним. Он может значительно измениться. Если родителей не устраивает новый распорядок, можно попробовать вернуть его: варьировать время прогулок, дневного сна и физической активности.

Первый прикорм: когда и с чего начинать

В этом возрасте рекомендуется 5-разовое питание (вариантом нормы является шестое ночное кормление). Объём съеденного молока или смеси составляет примерно 200–210 мл за один раз, а перерыв между приёмами пищи длится 3,5–4 часа.

Малышам, находящимся на естественном вскармливании, в 6 месяцев начинают вводить прикорм. Добавлять в рацион новые продукты лучше утром — так у мамы будет возможность в течение дня отслеживать реакцию ребёнка. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения первыми вводятся овощные пюре (кабачок, брокколи, цветная капуста). Пробовать новые продукты нужно с минимального объёма — половины чайной ложечки (докармливая грудным молоком). Если малыш хорошо себя чувствует, не испытывает проблем с животиком и нет проявлений аллергии, каждый день количество пищи увеличивается в 2 раза (1 чайная ложка на второй день, 2 — на третий, 4 — на четвёртый и так далее, доводя до рекомендованной нормы).

Первый прикорм

В качестве первого прикорма для здоровых детей (без недостатка веса) Всемирная организация здравоохранения рекомендует овощные пюре

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, уже имеют более разнообразный рацион: кроме овощных пюре большинство из них уже пробовало каши и фрукты.

Малышам, питающимся адаптированной смесью, прикорм начинают вводить в 4 месяца. Детям, находящимся на грудном вскармливании, — в полгода.

Режим кормления ребёнка в 6 месяцев (на грудном и искусственном вскармливании) — таблица

Время кормления Искусственники Груднички
6:00 адаптированная молочная смесь (210 мл) грудное молоко (200–220 мл)
10:30 овощное пюре (до 120 г), докармливание молочной смесью овощное пюре (начиная с половины чайной ложки), докармливание грудным молоком
14:30 крупяная каша (до 120 г), фруктовое пюре (до 60 г) грудное молоко (200–220 мл)
18:30 адаптированная молочная смесь (210 мл) грудное молоко (200–220 мл)
22:00–22:30 адаптированная молочная смесь (210 мл) грудное молоко (200–220 мл)

Режим дня 6 месячного ребёнка

Приучение к режиму дня важно не только для родителей (которые получают возможность планировать время), но и для детей. Малыши, живущие по определённому распорядку, быстрее привыкают ложиться в одно и то же время и спать всю ночь.

Примерный режим дня ребёнка в 6 месяцев — таблица

Элемент режима Время
Подъём, первое кормление 6:00–6:30
Умывание, гимнастика 6:30–7:00
Активные игры и развивающие занятия 7:00–8:30
Первый дневной сон 8:30–10:00
Второе кормление 10:00–10:10
Игры, занятия, развлечения 10:10–12:00
Второй дневной сон (на свежем воздухе) 12:00–14:00
Третье кормление 14:00–14:10
Игры и развивающие занятия 14:10–16:00
Третий дневной сон (на свежем воздухе) 16:00–17:30
Четвёртое кормление 17:30–17:40
Игры и спокойные занятия 17:40–19:30
Купание 19:30–20:00
Массаж и подготовка ко сну 20:00–20:30
Пятое кормление 20:30–20:40
Ночной сон 20:40–6:00

Ребёнок в 6 месяцев — видео

Шестимесячный ребёнок по сравнению с новорождённым кажется почти взрослым: он внимательно изучает окружающий мир, имеет любимые игрушки, начинает кушать прикорм, различает своих и чужих взрослых. Соблюдение режима дня помогает малышу расти спокойным и здоровым. Кроме того, дети, которые с раннего возраста имели определённый распорядок, легче адаптируются к правилам детского сада и школы.