Методика раннего развития Никитиных: преимущества и особенности системы
С самого рождения ребёнка родители задумываются о том, как помочь ему освоить необходимые навыки, раскрыть творческие и интеллектуальные способности. Сегодня есть возможность отдать карапуза в специализированный центр или заниматься с ним дома по какому-либо авторскому методу. Одной из известных систем, позволяющих развивать и воспитывать малышей в процессе игр с раннего возраста, является методика семьи Никитиных. Что же предлагается брать за её основу и насколько она подходит современным детям?
Содержание
Основные цели системы воспитания и раннего развития детей Бориса и Елены Никитиных
Борис и Елена Никитины — опытные педагоги и родители 7 детей. Они на своём собственном опыте разработали методику развития, которая приобрела большую популярность в 80-х годах XX века.
Основа системы воспитания детей, по мнению Никитиных, состоит в естественности процесса: помогать малышу раскрываться нужно как можно раньше. Чем младше ребёнок, тем успешнее он показывает себя в процессе обучения. Если упустить момент и не подтолкнуть его к развитию скрытых способностей, то их задатки позже уже невозможно развернуть в полную силу.
Принципы методики
Сами Никитины воспринимали свою систему воспитания не как методику, а как образ и стиль жизни. Она включает в себя не только принципы раннего развития, но и образ жизни детей с самого зачатия. Следует выделить основные моменты.
- Всё направлено на естественность. С наступлением беременности будущие родители уже несут полную ответственность за здоровье и развитие своего малыша. Медицинское вмешательство необходимо свести к минимуму, природа предусмотрела всё за человека, поэтому организм женщины настроен на вынашивание ребёнка и естественные роды. Врачи же рассматриваются как люди, обладающие специальными знаниями в области медицины и способные помочь в критической ситуации.
- Обязательное раннее физическое развитие. Организм ребёнка самой природой приспособлен к раскрытию заложенных в него способностей. Закаливание, хождение босиком по снегу, обтирание или обливание холодной водой, занятия на спортивных тренажёрах — все это только укрепляет малышей, делает их сильнее и выносливее. На детей следует надевать минимум одежды и только из натуральных тканей. Ещё один важный момент — питание: оно должно быть простым, без излишеств, деликатесов и вредных продуктов.
- Чем раньше, тем лучше. В каждом ребёнке с рождения заложены колоссальные способности, и не только физические, но и творческие, интеллектуальные. Поэтому чем раньше начать заниматься с детьми, тем быстрее и лучше они будут развиваться. Если же упустить момент, то эти задатки просто пропадут.
- Родители непосредственно участвуют в процессе развития детей, организовывая совместную деятельность. Девочки всегда должны помогать матери по дому, а мальчики — проводить большое количество времени с отцом. Во время игры взрослые не подсказывают, не помогают и не выполняют задания за своих чад. Ребёнка не ругают, если у него что-то не получается, а просто ждут, когда малыш самостоятельно поймёт как правильно сделать то или иное действие.
- Специальная обучающая среда, созданная в зависимости от потребностей и желаний ребёнка. В доме должны быть элементы спортивного инвентаря (турники, шведская стенка, скакалки, мячи и другое) и инструменты для творчества (логические игры, кубики, пазлы, развивающие доски). Все это помогает детям развиваться в естественном ритме.
Плюсы и минусы системы Никитиных
Существует много последователей методики воспитания Никитиных, но нельзя забывать и о минусах этой системы.
Положительные и отрицательные моменты в системе воспитания Никитиных — таблица
Плюсы |
|
Минусы |
|
Раннее развитие детей: мнение Комаровского — видео
Система Никитиных для детей до года
Методика Никитиных предусматривает воспитания и развития детей с самого рождения. Основные принципы системы для малышей до года:
- физическая культура тела:
- ребёнку предоставляется полная свобода движения с рождения;
- как можно меньше одежды в любое время года;
- больше физической активности;
- закаливание и динамическая гимнастика;
- питание: грудное вскармливание по требованию, прикладывание к груди сразу после рождения и до появления первого зубика, далее еда должны быть самой простой, без деликатесов, скромной и питательной;
- специальная окружающая среда: создание условий с младенчества, чтобы малыш рос и быстро развивался;
- роль родителей: мама и папа с первых дней крохи ведут дневник наблюдений, куда записывают всю информацию о нём и на её основе лечат карапуза и следят за его самочувствием;
- интеллектуальное развитие: знакомить ребёнка с заданиями при помощи логических игр, кубиков следует как можно раньше, уже в 10–12 месяцев.
С момента рождения малыш быстро растёт, поэтому сразу нужно задуматься о его физическом развитии. С первых дней Никитины рекомендовали заниматься динамической гимнастикой. Сразу же начиналось и закаливание: ребёнка ненадолго оставляли голеньким, в остальное время на него надевали только белье или минимум лёгкой одежды. Как только карапуз начинал учиться ходить, можно было немного топать босиком по снегу.
Интеллектуальное развитие также начинается в столь раннем возрасте: ребёнку предлагают рисовать или играть с развивающими игрушками. Детям 10–12 месяцев можно дать геометрические рамки-вкладыши: сначала малыш будет пытаться поставить элементы на нужное место, а со временем поймёт, как собрать квадрат полностью. С помощью таких рамок он легко запомнит цвета и фигуры.
Динамическая гимнастика — видео
Метод Никитиных в развитии дошкольников
Никитины были против детских садов и школ и рекомендовали свести пребывание детей в учебных учреждениях до минимума. Они считали, что строгие рамки, режим и программа не дают естественной свободы и угнетают творческие и интеллектуальные способности, и старались дать больший объём информации в наиболее сжатые сроки именно дома.
Основные принципы развития детей дошкольного возраста включают в себя:
- труд — обязательный вид деятельности для ребёнка;
Как только кроха научился ходить, его можно привлекать к домашним обязанностям. В младшем возрасте это складывание игрушек и своих вещей, в более старшем — помощь по дому, уборка, мытьё посуды, работа в саду или на улице.
- физические упражнения и закаливание, предполагающие ежедневное выполнение гимнастики, занятия в спортивном уголке, обливания холодной водой;
- интеллектуальное развитие, которое происходит только в игровой форме.
Ребёнка не заставляют выполнять то или иное упражнение, он сам решает, чем заняться в свободное время и сколько будет продолжаться игра. Родители не настаивают, но и не помогают малышу в процессе познания новых навыков.
Три принципа развития детей — фотогалерея
Закаливание: мнение педиатра — видео
Развивающие игры по методике Никитина
Методика Никитиных предполагает раннее знакомство детей с буквами, основами математики, информацией об окружающем мире. Именно для этой цели автором системы были придуманы многочисленные логические игры и головоломки. Малышей учили по географическим картам и другим пособиям. Все это направлено на развитие разных навыков.
- Интеллектуальные игры помогают ребёнку развивать логику, математические способности и мышление.
- Творческие игры: здесь не нужны специальные материалы и пособия, занятия расширяют фантазию крохи и его творческие способности. Можно, например, угадывать слова или искать выход из сложной ситуации.
- Обыгрывающие игры знакомят малыша с окружающими предметами быта (часы, телевизор, телефон и т. д.), объясняют механизм их действия.
В процессе игры необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- сначала выполняются лёгкие задачи, а как только дети справятся с ними, задания усложняются, что даёт возможность использовать одни и те же игры в разном возрасте;
- ребёнку необходимо самостоятельно понять, как выполнить задание, он может пользоваться инструкциями, картинками, образцами, но найти решение должен сам, без помощи взрослых;
- в играх практически нет правил, малыш может составить сам новый узор, пирамиду или другую фигуру.
Вся система раннего развития Никитиных построена на играх, которые пользуются популярностью и сегодня.
Кубики Никитиных
Больше всего заданий по методике Никитиных представлено в виде кубиков. Они отличаются размером, сложностью и правилами игры.
Детям интересно заниматься с кубиками: у них активно развивается мелкая моторика, ребёнок изучает цвета и геометрические фигуры, развивается воображение, логическое и творческое мышление.
Все игры с кубиками различаются по возрастной категории. Самые знаменитые из них:
- «Сложи квадрат» для детей от 2 до 6 лет;
- «Сложи узор» для детей от 4 до 8 лет;
- «Дроби» для детей от 3 до 7 лет;
- «Кирпичики» для детей от 2 до 6 лет;
- «Кубики Никитина для всех» для детей с 5 лет;
- «Уникуб» для детей с 6 лет.
Самые востребованные игрушки по методике Никитиных — фотогалерея
Занятия с набором «Кубики для всех»
В основе этой игры 27 кубиков, которые представлены семью сложными конструкциями. Каждая конструкция состоит из трёх-четырёх частей, соединённых вместе и имеет свой цвет.
Ребёнок, играя с кубиками, учится выбирать те конструкции, которые нужны для определённой модели. В процессе творчества развивается пространственное мышление и умение комбинировать.
Кубики для всех — фотогалерея
Предназначение игры «Сложи узор»
В этом наборе используется 16 кубиков, каждая грань которого окрашена по-разному. Складывают их в деревянную или картонную коробку. В процессе игры ребёнок учится собирать предложенные в инструкции узоры. Занятия развивают мышление, логику, творческие способности и фантазию, учат детей анализу и комбинированию. Малыш может сам придумать новую картинку.
В самом начале занятий с набором «Сложи узор» ребёнок использует два кубика, затем задача усложняется и малыш складывает картинку из четырёх частей, постепенно увеличивая их количество.
Складываем узоры — фотогалерея
Описание кубиков «Сложи квадрат»
Эта игра имеет 3 уровня сложности. В каждую из категорий входит по 12 квадратов, которые расположены в рамке с углублениями. Кубики разделены на несколько частей и их нужно правильно сложить. Для маленьких детей рекомендуется начинать занятия с небольшого количества элементов, постепенно увеличивая их число. Для начала ребёнок может подобрать все нужные части по цветам. Следующий шаг — пробовать правильно собрать фигуру.
Игра развивает терпение, мышление и усидчивость. Она учит малыша тому, что большое целое состоит из более мелких частей, тренирует цветоощущение и сообразительность.
Складываем квадрат — фотогалерея
«Кирпичики» и «Разноцветные постройки»
Набор «Кирпичики» состоит из 8 одинаковых по размеру неокрашенных брусочков. Собирая из них пространственные модели, дети развивают воображение и умение работать со схемами. В более старшем возрасте школьнику можно предложить зарисовать построенное сооружение, практикуя таким образом навыки черчения.
«Разноцветные постройки» не принадлежат к играм, придуманным семьёй Никитиных, но пользуются большой популярностью у детей. В набор входят окрашенные в разные цвета деревянные блоки и расчерченные карточки, на которых начинают строить фундамент. Такие игры развивают у детей чувство симметрии и асимметрии, ориентацию и внимательность.
Строим из деревянных блоков — фотогалерея
Технология работы с уникубом
Уникуб представлен 27 кубиками, грани которого окрашены разными цветами. В наборе есть инструкция и примеры трёхмерных фигур, которые ребёнок может складывать.
Никитин разработал 60 различных схем для уникуба. Самые лёгкие можно пробовать детям двух-трёх лет, более сложные — даже взрослым. Развивается мышление, точность и внимательность, ведь здесь нельзя допустить ошибку, иначе конструкция не получится.
Складываем Уникуб — фотогалерея
Как сделать кубики Никитина своими руками
Кубики Никитиных можно не только приобрести в магазин, но и изготовить своими руками. Для того чтобы сделать их самому, потребуются:
- деревянные кубики (количество зависит от того, какой набор вы хотите изготовить);
- клей ПВА;
- ножницы;
- цветная бумага или картон;
- скотч.
Последовательность действий:
- Намочите кубики водой, чтобы старая картинка отклеилась. Очистите все грани от бумаги и клея.
- Из цветного картона вырежьте квадраты разных цветов.
- Обклейте каждый кубик. Комбинирование цветов зависит от того, какой именно набор вы хотите сделать.
- На заключительном этапе обклейте кубики скотчем. Игра готова.
Система Никитиных направлена прежде всего на естественный процесс занятий. Ребёнок в равной степени раскрывается физически и интеллектуально с самого рождения. Авторы методики акцентировали внимание на полной свободе детей: малыш сам принимает решения относительно вида занятий, их продолжительности и сложности. Родители не вмешиваются в процесс, не помогают и не хвалят. Они наблюдают и предлагают новые задания, которые их чада выполняют только сами.