Вот и прошёл первый день рождения ребёнка. Подарены подарки, съеден торт и сдулись шары. Пора возвращаться в обычный ритм жизни: прогулки, игры, питание и встречи с друзьями. Почему-то принято считать, что первый год жизни ребёнка — самый сложный. Но ещё недавно мамочки на площадке охали и умилялись, глядя на вашего кроху. А сегодня, узнав, что он перешагнул годовой рубеж, сочувственно вздыхают и желают вам терпения. Неужели после года так сложно с детками? Казалось бы, что колики прошли, режим наладился, прикорм успешно введён, некоторые детки уже и переведены на «общий стол». Так что же такого страшного там, за «годовой чертой»?

Физическое развитие

Каждая мама, глядя на своего малыша думает насколько он хорошо развит. Соответствует ли его развитие нормам. Пока ребёнок рос, вы каждый месяц посещали участкового педиатра и проверяли насколько изменился его рост, вес, окружность головы и т. д. В год вы также должны посетить педиатра и пройти профилактический осмотр.

Нормы для годовалого малыша

Если первые месяцы жизни ваш малыш набирал в среднем по 300 гр в месяц, а прибавлял в росте по 2–3 см, то к 1 году этот процесс замедляется.

Можно выделить несколько критериев, по которым врачи оценивают интенсивность прибавки массы и роста у детей:

  • рост и вес при рождении
  • когда родился малыш (доношен или нет)
  • вид вводимого прикорма
  • питание ребёнка кроме прикорма (кормит ли ещё мать грудью или нет)
  • особенности малыша (склонность к аллергии, перенесённые болезни, врождённые аномалии и т. д.)
  • генетическая предрасположенность (рост и вес родителей)

При измерении физических показателей развития ребёнка педиатры всего мира используют центильные таблицы (или процентильные). Но данные отечественных педиатров и ВОЗ отличаются.

Центиль — значение, выделяющее одну из 100 частей распределения, выстроенных в ряд по их величине. Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.

В.Ю. Альбицкий

«Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии», 2009 г.

Нормы роста, веса, окружности груди и головы мальчиков в год, по данным отечественных педиатров (данные по Рзянкина М., Молочный В. Участковый педиатр, 2005 г.)

Характеристика 3 10 25 50 75 90 97
Рост, см 71,2 72,3 74,0 75,5 77,3 79,7 81,7
Вес, кг 8,5 8,9 9,4 10,0 10,9 11,6 12,1
Окружность груди, см 45,3 46,1 47,0 48,7 51,0 52,5 54,1
Окружность головы, см 44,6 45,3 46,2 47,1 48,0 48,6 49,3

Нормы роста, веса, окружности головы мальчиков в год, по данным ВОЗ

Характеристика 3 15 Median 85 97
Рост, см 71,3 73,3 75,7 78,2 80,2
Вес, кг 7,8 8,6 9,6 10,8 11,8
Окружность головы, см 43,6 44,7 46,1 47,4 48,5

Нормы роста, веса, окружности груди и головы девочек в год, по данным отечественных педиатров (данные по Рзянкина М., Молочный В. Участковый педиатр, 2005 г.)

Характеристика 3 10 25 50 75 90 97
Рост, см 70,1 71,4 72,8 74,1 75,8 78,0 79,6
Вес, кг 8,0 8,5 9,0 9,6 10,2 10,8 11,3
Окружность груди, см 45,5 46,3 47,2 48,3 49,9 51,4 52,8
Окружность головы, см 43,5 44,2 44,9 45,7 46,5 47,3 48,0

Нормы роста, веса, окружности головы девочек в год, по данным ВОЗ

Характеристика 3 15 Median 85 97
Рост, см 69,2 71,3 74,0 76,7 78,9
Вес, кг 7,1 7,9 8,9 10,2 11,3
Окружность головы, см 42,3 43,5 44,9 46,3 47,5

У большинства детей к первому дню рождения уже есть зубки. Обычно они начинают прорезываться примерно в 6 месяцев, и к году их количество достигает 6–8 штук. Не забывайте ухаживать за первыми зубами ребёнка. Это поможет предотвратить раннее развитие кариеса.

Схема роста зубов

Схема роста зубов

А что делать если малышу уже исполнился 1 год, а зубов ещё нет? Не волнуйтесь, просто посетите врача.

Моим малышкам-двойняшкам 1 год и 2 месяца. У нас проблемы с появлением зубов. У одной девочки только месяц назад прорезалось 2 нижних зуба (сейчас высотой 2 мм), а у другой девочки зубов нет вообще! Наш участковый педиатр говорит, что отсутствие зубов в таком возрасте — это вариант нормы. Я стала давать им глюконат кальция по 1 таблетке в день, но результата никакого. Мы питаемся перетёртой пищей (жевать-то нечем): едим каши, овощные супы с мясом или рыбой. Одна девочка ест также кефир, творог и йогурты (та, у которой уже есть два зуба). У другой — аллергия на белок коровьего молока и красные овощи и фрукты, и долгое время у неё появлялась сыпь на щёчках при моих попытках ввести в её рацион кисломолочные продукты. С 1 года у неё «пошло» козье молоко, а сейчас я опять пытаюсь попробовать давать ей кефир. То есть кальций с пищей они всё-таки получают. Но зубов нет! Что Вы нам посоветуете?

опубликовано 28/11/2006 13:59
обновлено 21/11/2014

Отвечает Е.О. Комаровский

Рост зубов определяется многими факторами — обменом кальция и фосфора в организме, гормонами щитовидной и паращитовидной желёз, генетическими особенностями. Медицинская наука не способна никакими средствами повлиять на этот процесс. Все лекарства — кальций, витамины и т. д. — больше галочка на совести родственникам, чем реальная помощь. Если зубов нет или мало, но других проблем в развитии нет (нет деформаций и болезней костей, проблем с почками) – значит, нет и поводов для суеты.
Вам очень повезло с педиатром, который не пытается лечить то, что лечить невозможно, а говорит — «это вариант нормы». Потерпите…

Е.О. Комаровский

http://www.komarovskiy.net/faq/pozdnie-zuby-2.html

В одни год ваш малыш всё больше бодрствует. Но в целом режим дня сохраняется прежним.

От 1 года до полутора лет: количество периодов дневного сна — 2 (1-й — 2–2,5 ч., 2-й — 1,5 ч.); ночной сон — 10–11 ч.

Е.О. Комаровский

http://articles.komarovskiy.net/son.html

Внимательно следите за своим ребёнком. Если ему тяжело бодрствовать более 4,5–5 часов подряд, то не торопитесь перевести его на один дневной сон. Если же ваш малыш может длительное время играть без признаков усталости, то самое время менять режим.

Профилактический осмотр

Когда ребёнку исполняется один год, участковый педиатр выдаёт вам обходной лист и список врачей, которых необходимо пройти. За год жизни ваш кроха подрос, возмужал. Из совершенно беспомощного малыша превратился в маленького человека. Врачи должны оценить степень его развитости и здоровья.

Список врачей, которых необходимо посетить:

  • Педиатр — измерит физические характеристики вашего ребёнка;
  • Невролог — проверит умственное и психическое развитие малыша, расспросит о его умениях и навыках;
  • Ортопед — проверит как развивается опорно-двигательный аппарат, нет ли косолапия, плоскостопия, не нарушена ли осанка;
  • Офтальмолог — сможет выявить различные патологии органов зрения (дальнозоркость, близорукость, косоглазие, глаукому, катаракту и т. д.);
  • Кардиолог — проверит работу сердца малыша, но прежде сделайте ЭКГ; если на УЗИ в 1 месяц у ребёнка было диагностировано открытое овальное окно, то переделайте УЗИ в год;
  • Отоларинголог — проверит слух, носовое дыхание ребёнка; посещение этого врача особенно актуально для тех деток, которые уже успели переболеть отитом или часто страдали ринитами различного происхождения;
  • Стоматолог — проверит первые зубки и возможное наличие кариеса.

Часто маленьких девочек направляют к гинекологу. Не волнуйтесь! Это детский врач, который очень аккуратно проводит поверхностный осмотр половых органов девочки. Даёт рекомендации по интимной гигиене малышки. Если неправильно ухаживать за крошкой, то возможно появление синехий.

Красивым словом «синехия» мы называем слипание малых половых губ. Наблюдения говорят о том, что от 0,5 до 3% всех девочек, так или иначе, сталкивается с этой проблемой.

В.В. Самойленко

http://lib.komarovskiy.net/sinexii-polovyx-gub-samojlenko-vv.html

Кроме профилактического осмотра, в 1 год вашего малыша ждёт сдача целого вороха анализов (кал на яйце глист, моча, кровь и т. д.) и поход в прививочный кабинет. Согласно национальному календарю прививок в один год детям делают прививку от кори, краснухи и паротита.

Если ваш ребёнок стоит на учёте у каких-либо дополнительных специалистов, то участковый педиатр направит вас и к ним. Кроме того, не забывайте о медицинском отводе от прививок по причине болезни и правилах подготовки к прививкам.

Что умеет ваш малыш

Психологическое развитие

Умения и навыки ребёнка

  • знает и реагирует на слова «нет» и «нельзя»
  • различает контрастные формы предметов (например, шарик и кубик)
  • узнаёт на фото знакомого человека
  • ищет спрятанные игрушки
  • делится игрушками и едой
  • играет в ролевые игры (катает игрушки на коляске, кормит и качает их)
  • переносит действия с одних игрушек на другие
  • имеет большой пассивный словарный запас (знает как выглядят предметы)
  • выполняет просьбы и поручения (иди на кухню, дай дедушке очки и т. д.)
  • выполняет одноуровневую инструкцию (с одним глаголом: дай мне книгу)
  • продолжает ползать и ходить у опоры
  • делает первые самостоятельные шаги
  • садится и встаёт как у опоры, так и без неё
  • проявляет самостоятельность (пытается сам есть ложкой, пьёт из чашки, снимает штаны, обувь, носки)
  • имеет лепетную речь

Кризис сепарации

«В наше время такого не было. Глупости это всё. Не читай ерунду в интернете!» — часто такие слова можно услышать от бабушек, прабабушек и тётушек малыша. О чём они? Да о кризисе одного года! Почему-то принято считать, что ленивые мамочки придумали возрастные кризисы детей и теперь списывают на них невоспитанность собственных отпрысков. На самом деле психологи давно доказали, что человек переживает в течение жизни несколько кризисных моментов (например, подростковый кризис известен всем).

В возрасте от 9 месяцев до полутора лет, прежде покладистый и послушный малыш неожиданно меняется. Он становится просто невыносимым — не слушается, делает всё назло, испытывает ваше терпение, устраивает истерики и т. д. Давайте разберёмся что же это за кризис и чего ждать родителям.

Сепарация — это отделение ребёнка от своих родителей, от своей семьи.

Анна Варга

https://psynavigator.ru/publikacii/187

В целом психологи говорят, что кризис одного года — это уже второй кризис сепарации. Ведь первый случился именно в момент рождения малыша, когда прежде единый организм мама-ребёнок разделился на два самостоятельных человека. Но вот ваш малыш подрос и снова наступает кризис отделения ребёнка от матери.

Причины кризиса одного года:

  • обретение навыка самостоятельного передвижения
  • возросшая самостоятельность ребёнка
  • страх перед окружающей действительностью
  • желание диктовать свои правила

Проявления кризиса

  • негативная реакция на запреты и воспитательные моменты
  • упрямство
  • частая смена настроения
  • требование повышенного внимания мамы
  • требование жить и играть по своим правилам
  • появление страхов (потерять маму, общаться с новыми людьми и т. д.)
  • чёткое обозначение «своих» и «чужих»

Как справиться?

  • чётко определите границы дозволенного; в рамках этих границ можно всё, за ними — начинаются запреты;
  • не применяйте физические и эмоциональные наказания (шлёпнуть по попе, пообещать отдать в детский дом и т. д.);
  • не ведитесь на манипуляции (показательные истерики и крики без слёз)
  • поощряйте успехи малыша
  • поддерживайте своего ребёнка, пусть он знает, что вы всегда поможете и защитите его
  • не предвосхищайте его действия (малыш только протянул руку к кошке, а вы уже кричите, чтоб он не смел её дёргать за хвост; вы же не знаете, что именно он хотел сделать, может он погладил бы кошку раскрытой ладошкой?); не думайте о нём заранее плохо;
  • играйте и общайтесь с малышом по его правилам; позвольте ему быть главным в игре, и вы удивитесь насколько у него уже развито воображение и сколько нового он умеет делать;
  • будьте последовательными (и мама с папой, и бабушка с дедушкой и даже тётя);
  • ищите компромиссы и отвлекайте малыша;
  • будьте взрослыми!

Есть замечательный психолог-педагог Людмила Петрановская. Её книга «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка» перевернула мировоззрение многих мам и пап современной России. Она описывает и кризис одного года, и трёх лет и даже рассказывает как не потерять хорошие отношения с ребёнком-подростком.

Видели ли вы когда-нибудь такую сцену? Лето, двор. Посреди него лежит большая-большая старая собака, на солнышке, греется. И вокруг неё носится щенок. Он бегает, он весь полон сил, ему хочется общаться, он её то за ухо куснёт, то на неё залезет, то гавкнет у неё над ухом, так, что она вздрогнет. И конечно же, он ей мешает, конечно же она предпочла бы, чтобы он этого всего не делал. Но разве можно себе представить, что она раздражается? Она не раздражается, она слишком большая. Она смотрит на это с совершенно другого масштаба: ну, вот он такой, он щенок, что с него взять.

Когда взрослый чувствует себя очень большим, его тоже дети не раздражают. Он расплескал воду в ванной, неаккуратно ест, долго одевается, скачет и вопит — ну, так он же маленький. Можно что-то попытаться с этим сделать, если очень нужно, но сердиться то на что? Взрослый, который раздражается, перестал быть большим. Вот эта расплёсканная вода стала больше его, эта размазанная каша, это опоздание в детский сад, этот шум в квартире. Его вынесло из взрослой роли.

Л. Петрановская

Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка

Речевые навыки

По-прежнему у ребёнка присутствует активная речь (призносимые им слоги и слова) и пассивная речь (те слова, которые он знает, но не произносит).

Как развивается активная речь

Ваш малыш уже говорит несколько слов. Но не волнуйтесь, если их слишком мало. Уже к 1,5 годам количество слов в активном словарном запасе увеличится.

Возраст Максимальное количество Минимальное количество
1,0–1 год и 2 месяца 58 3

В основном это всё ещё лепетные слова: мама, папа, ням-ням, пи-пи, би-би и т. д. Ребёнок начинает говорить в момент эмоционального всплеска. Поэтому чаще разговаривайте с ним. Поощряйте его речь.

Вы с удивлением можете обнаружить, что ваш ребёнок подпевает песенкам, полностью повторяя их интонацию. «Говорит» по телефону. Чётко подражает слогам, которые произносите вы.

Как развивается пассивная речь

В один год ребёнок знает уже очень много слов. Если вы попросите его взять со стола пульт, то он его возьмёт. Малыш различает формы предметов, их характеристики (например, может по просьбе взять большой кубик), понимает различные просьбы: дай, отнеси, положи, закрой, остановись и т. д. Вы с удивлением можете обнаружить что ваш кроха знает и части тела, поднимает по просьбе руку, может показать глазик и носик, хоть вы его и не учили этому специально.

Годовалый ребёнок чётко знает кто есть кто в семье, кого как зовут. Если попросить его отнести листок Оле, то он отнесёт его именно Оле, своей старшей сестре. На вопросы, требующие утвердительного или отрицательного ответа, качает или машет головой. Иногда эти действия могут сопровождать и произнесение звукового ответа: «да» или «нет».

Если с ребёнком здороваются или прощаются, то он машет рукой. Узнаёт на слух и выполняет определённые действия (например, в песенке поётся о том, что дети хлопают в ладоши, и ваш малыш начинает хлопать в ладоши).

Моторика

Мелкая моторика в 1 год всё больше совершенствуется. Ребёнок довольно хорошо владеет движениями рук. Может взять в руки любой предмет (маленький или большой, любой формы). Выполняет действия как правой, так и левой рукой. Перекладывает игрушки из одной руки в другую. Может захватить мелкий предмет двумя пальцами. Любит открывать и закрывать коробки, баночки, двери. Ребёнку нравится складывать и доставать предметы из мисок и коробок. Малыш умеет снимать и надевать кольца с большими отверстиями на палочку, строить первые маленькие башенки из кубиков, соединять детали простого конструктора.

Музыкальное развитие

Годовалые детки по-прежнему любят различные музыкальные книги, игрушки. С удовольствием играют с музыкальными инструментами. Ксилофон, металлофон, маракасы, бубен, барабан, дудочки, свистелки, пианино и т. д. — все эти инструменты способствуют развитию музыкального слуха вашего ребёнка. Годовас даже способен самостоятельно на них играть! Особой популярностью у годовалых малышей пользуются детские музыкальные телефоны и планшеты с песенками.

Уход за ребёнком в 1 год и его воспитание

Режим дня

Важным фактором развития ребёнка в 1 год является соблюдение режима. Мы уже говорили, что годовалый малыш спит в течение суток в среднем 13–15 часов (ночной и дневные сны). Правильно организуйте режим дня. Он должен содержать в себе: гигиенические процедуры, физические упражнения, игры, прогулку, принятие пищи и своевременный сон.

Старайтесь следовать установленному распорядку каждый день. Но, если пришлось отойти от привычного режима, то не волнуйтесь и не заставляйте ребёнка лечь в установленное время, раз видите, что он еще нехочет спать. Будьте гибкими и чуткими по отношению к малышу его потребностям.

Правильно организованный режим дня предоставляет организму необходимые паузы, обеспечивающие чередование периодов большой и меньшей активности мозга, исключает переутомление, обеспечивает гармоничность развития, спокойное и бодрое настроение в течение дня.

Ежова Н., Русакова Е., Кащеева Г.

Педиатрия. Учебное пособие

Примерный режим дня ребёнка 1–2 лет

Время Действие
06:30–07:30 Пробуждение, гигиенические процедуры
07:30–08:00 Завтрак
08:00–09:30 Игры или прогулка
09:30–11:30 Сон
11:30–12:00 Обед
12:00–15:00 Игры или прогулка
15:00–16:30 Сон
16:30–17:00 Полдник
17:00–19:30 Игры или прогулка
19:30–20:00 Ужин
20:00–20:30 Тихие игры, подготовка к ночному сну
20:30–06:30 Ночной сон

Физическое развитие в годик

Даже в таком юном возрасте можно развивать вашего малыша физически. Конечно, в первую очередь это активные игры и прогулки с родителями. Но, можно заниматься развитием малыша и дома. В первую очередь важно помнить, что все упражнения стоит делать с ребёнком в хорошем настроении, без слёз и истерик, в игровой форме.

Пример гимнастических упражнений для годовалых детей (По Ежова Н., Русакова Е. Кащеева Г. Педиатрия. Учебное пособие)

  1. Сгибание и разгибание рук и ног
  2. Скользящие шаги
  3. Поворот по речевой инструкции
  4. Поднятие выпрямленных ног до палочки по речевой инструкции
  5. Приседания при поддержке ребёнка за обе руки
  6. Приседания при поддержке ребёнка за одну руку
  7. Круговые движения руками
Упражнения

Упражнения

Упражнения

Упражнения

Правильное питание

К 1 году дети уже знакомы с основными продуктами питания, имеют до 8 зубов, а значит не нуждаются в тщательно размельчённом пюре. Лучше давать полужидкие блюда, частично разблендерённые, или имеющие небольшие кусочки.

Если ваш малыш аллергик, то некоторые продукты всё ещё под запретом. Посетите обязательно аллерголога и дерматолога, они подробно распишут диету после года.

Здоровые малыши употребляют в пищу мясо (кролик, индейка, телятина, нежирная свинина, курица) и субфабрикаты. Из них можно приготовить тефтели, фрикадельки, котлетки, суфле и т. д. Главное условие — ничего жаренного и жирного. После первого Дня Рождения продолжаем вводить яйца (лучше перепелиные), в т. ч. можно давать уже и белок. Рыбу лучше давать не чаще 2-х раз в неделю, но помните, что рыба — это сильный аллерген, поэтому не усердствуйте. По-прежнему в рацион должны входить овощи, можете их разнообразить горошком, томатами и свёклой. Фрукты и ягоды можете предлагать малышу как в чистом виде, так и в качестве пюре и соков. Крупы и макароны твёрдых сортов — это отличный гарнир для годовалого малыша. В этом возрасте ваш ребёнок уже способен есть обычную, а не измельчённую крупу и самостоятельно накалывать макарошки на вилку.

Соблюдайте питьевой режим малыша. Предлагайте ему морсы, чаи, воду и т. д.

Учите своего кроху пользоваться самостоятельно приборами.

Гигиена у мальчиков и девочек

Вы помните как год назад трепетно относились к своему малышу. Как волновались о пупочной ранке, кипятили воду для купания малыша, советовались с бабушками и педиатром в чём же купать кроху. Но вот ребёнок подрос. А вместе с ним вырос и вопрос гигиены. Если раньше ваш малыш лежал и весело агукал, пил из бутылочки или ел грудное молоко, т. е. не особо сильно загрязнялся в течение дня, то теперь вы только и заняты тем, что переодеваете маленького грязнулю. Размазанная каша по футболке, грязные шорты от катаний на горке, мокрые носки после посещения лужи в парке — всё это проявления взросления вашего малыша. А значит вопрос о чистоте стоит очень остро. Конечно, вы моете малыша по мере загрязнения. Не оставите же до выходных маленького замухрышку, испачкавшегося яблочным пюре во вторник. Кроме, таких вот форс-мажоров, стоит купать годовалого ребёнка 2 раза в неделю. Приучать к тому, что пришли с прогулки — помыли руки и умылись, идём есть — помыли руки, поели — помыли руки и т. д. Таким образом, вы сформируете у малыша полезную привычку уже в раннем возрасте.

Не забывайте чистить зубки своему крохе. Иногда доверяйте это полезное занятие и малышу. Детки очень любят повторять за родителями, поэтому покажите как вы ухаживаете за собой, малыш с удовольствием к вам присоединится.

Стричь ноготки очень важно. Ведь под отросшими ногтями могут скапливаться грязь, болезнетворные бактерии. И малыш, расчесав себя ногтями, может не только пораниться, но и получить заражение крови. Поиграйте с ребёнком в Парикмахерскую, уговорите дочку сделать маникюр как мама — и малыш не будет капризничать при виде ножничек.

В возрасте одного года можно начать приучать малыша к горшку. Лучше всего это делать летом, когда тепло на улице. Но знакомство с этим предметом гигиены можно начать и зимой. Объясните малышу, что это за штука, зачем он нужен. Покажите на примере мишки что надо делать в горшок. Постепенно приучайте ребёнка к нему, например, сажайте пописать сразу после сна, или перед прогулкой. Время от времени спрашивайте не хочет ли малыш на горшочек, и отводите на него. Отведите для «горшочных дел» одно определённое место, лучше в туалете, а не в общей комнате. Не торопите ребёнка, в своё время он сам отведёт вас к горшку и попросит его туда усадить.

Безопасность

Ваш ребёнок уже почти свободно перемещается по всему дому. Пришло время побеспокоиться о безопасности дома. Обеспечить безопасность годовалого малыша не так уж и сложно. Просто придерживайтесь нескольких правил:

  • поднимете все опасные для ребёнка предметы на недоступную ему высоту
  • закройте заглушками розетки
  • закрепите фиксаторы на дверях, туалетном бачке, окнах
  • спрячьте бытовую химию и лекарства
  • старайтесь не оставлять ребёнка одного в местах повышенной опасности (кухня, туалет, высокие поверхности — пеленатор или диван)

Если все же случилась беда, то окажите первую помощь малышу, а затем вызывайте Скорую помощь. Держите всегда в доме лекарства, которые помогут вашему крохе: обезболивающее, жаропонижающее, противовоспалительное и т. д.

Как развивать и чему учить годоваса

Способы тренировки речи

Первое и главное правило — разговаривайте с ребёнком! Только общаясь с вами, малыш начнёт разговаривать. Комментируйте свои действия и действия малыша. Это, конечно, не значит, что мама должна беспрестанно болтать, но и не молчите. Разговаривайте правильно, не искажайте слова. Произносите слова то громко, то тихо, с чёткой артикуляцией.

Читайте как можно больше книг ребёнку. Очень хороши стихотворения для деток, различные потешки, аудиосказки.

Не забывайте развивать мелкую моторику.

Поощряйте речь ребёнка. Помните старый анекдот про Васю, который не разговаривал 10 лет и вдруг за завтраком попросил передать сахар? На вопрос родителей почему же он молчал, Вася ответил: «так раньше-то чай сладкий был». Конечно, анекдот весьма глупый, но отражает реальность. Если вы понимаете своего ребёнка без слов, то ему нет нужды разговаривать. Не предлагайте ему обед, а спросите, будет ли он обедать. Дождитесь ответа, или хоть какой-то реакции ребёнка.

Развитие мелкой моторики

Для развития мелкой моторики ребёнка есть очень много различных игр. В некоторые вы уже играли со своим крохой, например, всем известная «Сорока-ворона», которая кормила деток, или «Ладушки».

Очень нравится деткам играть с пуговками, бусинками, рвать бумагу, листать страницы книги или журнала. Только будьте очень внимательны во время таких игр. Если ребёнок нарушил правила (не брать в рот маленькую бусинку), то тут же надо прекратить игру. Иначе в следующий раз он опять будет стараться облизать бусину.

Замечательно развивают мелкую моторику и координацию движений различные сортеры. Они могут быть как простейшими (вложить кубик в соответствующее отверстие), так и сложнее. Подберите тот сортер, который подойдёт именно вашему малышу.

Сортер

Сортер

Сортер

Сортер

В последнее время большую популярность приобрели бизиборды и бизибоксы. Вы можете их заказать как у мастеров в своём городе или по интернету, так и папа сам может его смастерить.

Что можно использовать:

  • выключатель
  • мебельные колёса
  • вилка и розетка
  • фонарик
  • счёты
  • дверца и ручка
  • различные замочки (навесной замок, шпингалет, молния и т. д.)
  • телефонный диск или кнопочный аппарат
  • колокольчики, шнурки, липучки, кнопки крючки и т. д.
Бизибокс

Бизибокс

Бизиборд

Бизиборд

Ваш ребёнок уже может держать в руке крупный мел или карандаш. Займитесь с ним творчеством. Можно лепить из теста, пластилина, рисовать мелками и карандашами. Даже пальчиковыми красками. Только помните, что нельзя оставлять ребёнка одного во время этих игр.

Очень хороши для развития мелкой моторики игры с песком. Если на улице отличная погода, то запасайтесь ситечками, ведёрками и лопатками и вперёд в песочницу! Но что делать, если погода не радует? На помощь приходит манная крупа — совсем бюджетный вариант. Если боитесь грязи после таких игр, то играйте с малышом в ванной комнате. А ещё есть удивительный кинетический песок. Его разновидностей очень много, но всех их объединяет то, что из него очень легко делать различные фигурки.

Кинетический песок

Кинетический песок

Работаем со слухом

Если вы все ещё не приобрели своему ребёнку ни одного музыкального инструмента, то поторопитесь сделать это. Металлофон и бубен стоят не так уж и дорого, зато это неоценимый вклад в развитие вашего крохи.

Продолжайте включать музыку малышу. Помните, что перед сном не стоит громко слушать музыку. Во-первых, вы таким образом можете перевозбудить ребёнка, а во-вторых, мешать соседям. Включайте бодрые и задорные песенки утром, и спокойные вечером. Лучше всего на развитие психики и музыкального слуха ребёнка влияет классическая музыка. Поставьте малышу Моцарта, Вивальди и Бетховена.

Не забывайте и о песенках из детских мультфильмов. Им можно и самостоятельно подпевать.

Говорите с ребёнком разными интонациями, вкладывайте различную силу в голос. Научите малыша говорить то громче, то тише.

Многие малыши начинают танцевать под весёлую музыку. Научите кроху кружиться, подпрыгивать, показывать «фонарики» ручками, хлопать в ладоши. Если ваш кроха ещё не ходит сам, то может делать все это на ваших коленях или сидя по полу. Главное, чтобы музыка была приятна на слух, не громкая и лёгкая для восприятия малышом.

Игра «Ищем похожий звук»

Возьмите несколько яиц от Kinder Surprise (естественно, это родительское лакомство, а не вашего годоваса). В каждое яичко положите немного гречки, гороха, фасоли или маленьких бусинок. Сделайте по два идентичных яйца. Их можно обклеить наклейками, или сшить защитные мешочки, чтобы малыш не смог сам открыть. Предложите вашему крохе потрясти яичками, найти похожий звук. Конечно, сразу ваш малыш не сможет найти пару, но со временем научится.

Общее развитие малыша

  • играйте в сюжетные игры (кормите куклу, катайте её на коляске)
  • много гуляйте с ребёнком
  • развивайте координацию движений (игра «Рыбалка», игры на детском спортивном комплексе и т. д.)
  • привлекайте кроху к домашним делам (убрать его игрушки, отнести книгу на место и т. д.)
  • сделайте или купите пальчиковый театр и разыгрывайте спектакли
  • играйте в обычные детские игры (догонялки, в прятки и т. д.)
Пальчиковый театр

Пальчиковый театр

Видео о том, что должен уметь годовалый малыш

https://youtube.com/watch?v=tuaYA-IB1X0

Один год — чудесный возраст. Это время когда ваш ребёнок узнаёт много нового, учится совершенно потрясающим вещам, во всем старается подражать вам. Это то время, которые вы будете вспоминать со слезами на глазах. Не упускайте его счастливые моменты. Помогайте, а не мешайте малышу развиваться. И, поздравляем с первым Днём Рождения крохи!