Show

Развитие ребёнка часто сопровождает появление разного рода страхов, что, в принципе, совершенно нормально, если не переходит в устойчивую фобию. Так, если одни дети с любопытством берут в руки и рассматривают божью коровку или майского жука, то другие малыши очень боятся насекомых, и начинают бледнеть, кричать, убегать даже при виде малюсенькой букашки. Откуда берутся такие проблемы? Как родителям помочь своему чаду?

Причины появления боязни насекомых

Ни один страх (как детский, так и взрослый) не берётся ниоткуда. Если малыш боится насекомых, значит, это спровоцировала определённая ситуация:

  1. Негативный личный опыт. Возможно, ребёнок уже испытал на своём самочувствии негативное последствие «общения» с насекомыми. Например, на даче его укусила пчела, от этого раздулась щека и поднялась температура. Или же проявилась аллергия на пыльцу бабочки.
  2. Негативная ассоциация. В некоторых случаях дети пугаются не самого маленького существа, а связанного с ним события: в определённый момент несчастный жучок или паучок просто оказался рядом. К примеру, на той же даче от сквозняка захлопнулась дверь в подвал, и малыш провёл там в заточении всего пару минут. Но в это время он успел разглядеть на маленьком окошке паутину с пауком. Бывает, что сама неприятная ситуация вскоре забывается, а боязнь насекомых остаётся: подсознательно они соотносятся с дискомфортом.
  3. Пример близких людей. Если мама или папа страдает аналогичной фобией, то, вполне естественно, что ребёнок перенимает их поведение.
  4. Запугивание ребёнка. Родители или старшие дети, пытаясь призвать непослушного малыша к порядку, произносят подобные фразы: «Не соберёшь игрушки — придёт злой тараканище и съест тебя». Ничего удивительного, что после пары таких угроз у ребёнка появится паническая боязнь тараканов. Другой вариант — когда взрослый слишком преувеличивает опасность, исходящую от насекомых: например, во время отдыха на природе не разрешает крохе разуться, потому что ему в ноги сразу же вцепится клещ и заразит его страшной болезнью.
  5. Внушение страха. Иногда взрослый не боится насекомых, а просто демонстративно проявляет брезгливость к ним. Так, мама, убивая таракана либо муху, слишком акцентирует на этом внимание, приговаривает: «Ах, ты, гадость!» или «Как же я их ненавижу!». Малыш же воспринимает этот сигнал по-своему: раз маленькие создания вызывают такие эмоции, значит, они опасны, и их нужно бояться. От бабушек же кроха часто может слышать разнообразные плохие приметы, связанные с насекомыми: к примеру, «Если бабочка залетела в дом — это к беде, ведь это может быть душа умершего человека», «Паук в квартире всегда приносит дурные вести». Дети же в силу отсутствия большого жизненного опыта относятся к подобным суевериям серьёзнее, чем взрослые.
  6. Малыш сам по себе излишне впечатлительный. В этом случае спровоцировать страх способна малейшая ситуация. Например, он увидел по телевизору эпизод фильма, где огромный паук-пришелец пытается уничтожить человеческую цивилизацию. Поразить ребёнка может даже обычная познавательная передача про жизнь животных, где крупным планом показывают, к примеру, муравьёв: их чёрные глаза без зрачков, шевелящиеся усики и прочие подробности строения могут произвести пугающее впечатление. Кроме того, поведение насекомых само по себе довольно непредсказуемо: кроха, увидев пчелу, ребёнок размахивает руками и не знает, отпугнёт ли это её или лишь разозлит. Или, например, неизвестно, куда сейчас поползёт паук, – сам контакт с насекомым кажется пугающим.

Фотогалерея: возможные причины инсектофобии у детей

Страх перед насекомыми в медицинской науке имеет особое название — инсектофобия. Это слово греческого происхождения: «инсекто» (обозначает «насекомые») плюс «фобия» (это «страх»). Многие же дети очень боятся пауков. Хотя эти животные и не относятся к коассу насекомых (они имеют важные отличия в строении и принадлежат к классу паукообразных), обе фобии целесообразно рассматривать совместно.

Возрастные проявления фобии

Страх насекомых у детей имеет возрастные особенности. Он проявляется в основном у малышей до пяти лет, когда ребёнок располагает ещё минимальными сведениями о маленьких существах, не способен объяснить себе их поведение. Быстро передвигающегося жучка или муху трудно рассмотреть, а всё незнакомое всегда пугает.

Психологи даже считают такую боязнь признаком активного познавательного развития. А биологи из США Д. Ракизон и Х. Деринджер, вообще, высказали предположение, что в человеческих генах живёт так называемый ген угрозы: вероятно, в очень древние времена людям приходилось сталкиваться с крупными хищными насекомыми (не столь безобидными, как сегодня), которые представляли реальную угрозу. В результате в подсознании человека эта память отложилась на генетическом уровне.

В более старшем возрасте (после 5 лет) сильная боязнь насекомых обычно уже не возникает. Если она проявляется, то, значит, уже была у ребёнка ранее и просто укоренилась, потому что взрослые не придали этому должного значения.

Способы устранения страха

После того как выяснены истоки страха насекомых, родители должны постараться помочь ребёнку решить эту проблему. Поскольку часто в возникновении фобии виноваты сами взрослые, главное — не допустить новых ошибок.

Доверительные беседы с ребёнком

Прежде всего, нужно упокоить малыша, он должен почувствовать себя защищённым. Нужно объяснить крохе, что мама с папой никогда не дадут его в обиду, ведь они гораздо больше и сильнее этой пчелы, паучка и пр. После этого необходимо вселить в ребёнка уверенность в своих силах («Ты же у меня смелый, нам с тобой не страшен ни один таракан!»), показать, что жука уже нет, он давно убежал, потому что сам боится людей. Про муху, которая летает по комнате, можно рассказать, что она потерялась и ищет свою маму.

Мама целует дочку

Первоначальная задача — успокоить ребёнка и заверить его в безопасности

Если малыша укусила плеча или оса, нужно спокойно объяснить ему, что есть безобидные насекомые, которые не представляют никакой опасности, а есть те, кого лучше остерегаться. И маленькие существа так «плохо себя ведут» не оттого, что они злые, а просто потому, что боятся людей и пытаются защититься (пчёлки намного меньше и слабее нас, они думают, что мы на них напали).

Опять-таки, следует подбодрить сына или дочь, не зацикливаться на боли и покраснении кожи: «Ты же у нас такой большой, не будешь плакать от маленького укуса!».

Во время прогулок с ребёнком нужно давать ему больше информации: где живёт каждое увиденное насекомое, чем оно питается, как передвигается. Безобидного жучка можно посадить на руку и рассмотреть вместе с сыном или дочкой (для этой цели с собой можно носить лупу). Интересный приём — предложить сравнить, кто больше или меньше: божья коровка и пчела, комар и шмель и др.

Ребёнок рассматривает бабочку через лупу

Страх нужно постепенно превратить в любознательность

Чего не следует говорить и делать

  1. Ни в коем случае не нужно высмеивать детский страх, особенно когда рядом находятся другие дети («Что ты боишься этого жука, как маленький!», «Посмотри, Маша не боится божьей коровки, как ты!»), тем более недопустимо наказывать сына или дочь за боязнь.
  2. Рядом с ребёнком нужно самим избегать слова «боюсь». Также не нужно своими словами и действиями выражать агрессию по отношению к насекомым («Сейчас я растопчу этого таракана!»), на садовом участке просто так давить жучков и гусениц, сильно размахивать руками при приближении пчелы и осы. Малыш зациклится на насилии, и оно будет только снова провоцировать страх. В детском сознании зафиксируется устойчивый образ врага.
  3. Нельзя оставлять ребёнка наедине с объектом боязни. Кроме того, не стоит заверять его, что в комнате точно никого нет. Ведь если кроха всё-таки снова обнаружит насекомое, у него снова начнётся паника ещё и потому, что маме или папе нельзя доверять.
  4. Не смотреть в присутствии ребёнка пугающие фильмы про монстров-насекомых, а также контролировать видеоконтент, который сын или дочь смотрит самостоятельно (современные дети очень рано начинают разбираться в технике и находить различное видео, например, на канале «You Tube»).

Арттерапия и игровые приёмы

В борьбе с разнообразными детскими страхами хорошо помогает арттерапия. Источник страха нужно визуализировать — взрослый предлагает ребёнку вместе нарисовать либо вылепить из пластилина того, кого он так боится. Можно сделать интересную аппликацию (например, используя объёмные глазки). При этом персонаж обязательно должен получиться не страшным, а забавным и обаятельным.

Гусеница, нарисованная в нетрадиционной технике и жучок из пластилина

Насекомое должно обязательно получиться забавным, вызывать позитивные эмоции

Мама или папа предлагает крохе полюбоваться рисунком, озвучить героя нежным голоском, придумать ему имя, сочинить маленькую историю. Главное — в процессе всего этого разрушается стереотип о страшном «монстре».

Пластилиновая поделка вообще может стать игрушкой, а если их несколько, то можно разыграть вместе сценку из жизни насекомых. Управляя самодельным паучком или мухой, кроха постепенно перестанет бояться живого существа и не испугается при встрече с ним.

Забавный паучок из пластилина на ладошке

С забавным пластилиновым паучком ребёнок может поиграть

С этой же целью можно покупать сыну или дочери различные игрушки, изображающие насекомых, включая развивающие пособия по этой тематике.

Фотогалерея: игрушки и пособия по теме «Насекомые»

Рекомендуемые книги для прочтения с ребёнком

Как известно, ребёнка часто страшит всё неизвестное и непонятное. Поэтому на помощь родителям придут познавательные книги, которые познакомят малыша с увлекательным миром насекомых. Можно обратить внимание на такие замечательные издания:

  1. Майк Анвин «Кто живёт у нас на даче. Букашки». Книга рассказывает о 20 различных насекомых, которых можно встретить на даче, в саду, парке. Вначале про каждое существо предлагается картинка-загадка («Угадай кто?»), на следующей странице помещается ответ с лаконичным описанием насекомого. Информация даётся предельно кратко, доступном языком, сопровождается яркими реалистичными картинками.
  2. Роберт Коуп «Насекомые». Книга содержит краткие любопытные факты из жизни насекомых и пауков. Изюминка её — в иллюстрациях с сюрпризом: некоторые изображения являются объёмными, например, крылья у божьей коровки.
  3. Ирина Пивоварова «Паучок и лунный свет». Это короткие сказочные зарисовки про жизнь насекомых. Каждая страница имеет разворот: слева маленький рассказ, справа — иллюстрация, которая открывается. Рассказы-притчи повествуют о происхождении различных явлений в мире насекомых: например, как у божьей коровки возникли пятнышки на спинке, отчего светлячок светится в темноте, зачем стрекозы летают над водоёмамии пр.
  4. Виталий Бианки «Репортаж со стадиона «Жукамо» и другие лесные истории». Короткие рассказы поведают ребёнку о том, как насекомые ведут себя в природе. По сюжету произведения в лесу устраивается слёт всех жуков — проводится соревнование на приз «Лесной газеты». Они показывают свои достижения в спорте и науке. К примеру, Жуки-Быстроноги упражняются в беге, Точильщики — в точенье, Листоеды — в поедании листочком и т. д. Причём, всё это описывается очень образным и живым языком.
  5. Стив Дженкинс «В мире жуков. Интересные факты о животных». Из книги ребёнок узнает, что на нашей планете есть очень маленький жук — это жук-карапузик, размером с точку. А самый большой — это дровосек-титан, живущий в джунглях Амазонки: своими челюстями он легко перекусит карандаш. А некоторые жуки даже умеют драться друг с другом.

Фотогалерея: познавательные книги про насекомых для детей

Сказкотерапия

Замечательным приёмом борьбы с детскими страхами является сказкотерапия. Задача взрослых — найти примеры в художественной литературе, когда насекомые являются положительными волшебными персонажами. В этом случае они, как правило представляют собой антропоморфных существ (обладают человеческими чертами), кому-то помогают, творят добро. Пример такого произведения — всем известная «Муха-Цокотуха» К. Чуковского, где создан образ отважного Комарика, который спасает жизнь бедной Мухи и убивает злого Паука. Читать стихотворную сказку можно даже совсем маленьким деткам.

Ещё одно подходящее произведение – «Пчела Майя и её приключения» Вальдемара Бонзельса (уже для старших дошкольников). Героиня книги — добрая и находчивая пчёлка. Вместе с ней ребёнок будет лучше узнавать мир, совершаться открытия, испытывать огорчения.

7. Пчела Майя и её приключения

Героиня книги — добрая находчивая пчёлка, которую ребёнок наверняка полюбит

Небольшую терапевтическую сказку вполне можно сочинить самостоятельно (например, про уже упомянутую муху, которая потерялась и ищет свою маму) или использовать популярный сюжет, вставив туда нужных персонажей («Теремок», в котором герои — добрые насекомые, обладающие своими характерами). Повествование хорошо дополнить рисунками.

Мультфильмы про насекомых

Пугающий образ в сознании ребёнка поможет разрушить и просмотр определённых мультфильмов. Опять-таки нужно подобрать варианты с умилительными добрыми персонажами, которые вызовут симпатию ребёнка и убедят его в том, что насекомые вовсе не страшные. Например, это телесериал про Лунтика или пчёлку Майю, экранизация сказки «Муха-Цокотуха» и др.

Видео: «Пчела» (из мультсериала про фиксиков)

Видео: «Муравьишко-хвастунишко» (советский мультфильм)

Видео: добрый мультфильм про насекомых со смыслом

Видео: «Муха-цокотуха» (по произведению К. Чуковского)

Обращение к специалистам

Если, несмотря на все усилия родителей, ребёнок всё ещё не может справиться со своим страхом, он приобретает навязчивую форму (ночные кошмары и пр.), то, конечно же, не нужно откладывать визит к специалисту — психологу или психотерапевту. Современная наука располагает различными методами, которые помогут справиться с проблемой.

Мама с дочкой у врача

Если преодолеть страх всё же не получается, стот обратиться к психотепрапевту или психологу

Видео: как преодолеть страх насекомых (советы психолога)

Детский страх насекомых вполне преодолим. Родителям нужно отнестись к проблеме со всем пониманием, окружить малыша заботой, проявить фантазию — и тогда всё наладится. Конечно, это дело не одного дня, главное — не игнорировать боязнь, чтобы она не мешала гармоничному развитию ребёнка.

Adblock
detector