Show

Многие родители сталкивались с ситуацией, когда их ребёнок-школьник, прекрасно зная учебный материал, не поднимает руку на уроке. Более того, когда педагог вызывает такого ученика к доске, то он может просто молчать или бормотать ответ себе под нос. Итогом становятся регулярные «тройки» и «двойки», испорченное настроение. Конечно же, в такой ситуации мама и папа не должны сидеть сложа руки, а искать действенные способы помочь своему чаду.

Причины стеснительности на уроке

Если школьник стесняется отвечать на уроке, то это всегда обусловлено определённой причиной. Варианты здесь могут быть следующие:

  • Неправильная позиция педагога. Дети бывают очень чуткими и подмечают различные нюансы поведения: то, каким взглядом смотрит на них учитель, каким тоном разговаривает, какую позу принимает. И всё это очень влияет на самоощущение ребёнка: иногда едва уловимая насмешка или язвительное замечание ставит в сознании психологический блок. Возникает сильный страх отвечать на уроке.

Если вспоминать школьные годы, то несколько лет у нас вела математику одна учительница. Она была немного неуравновешенной, слишком эмоциональной (позволяла себе выкрики, личностные оценки детей, не связанные с учёбой). И в процессе объяснения нового материала она, как принято, задавала ученикам наводящие вопросы (нужно было поднять руку и ответить). Я же никогда не участвовала в этой дискуссии, хотя прекрасно знала ответы. В голове был какой-то психологический барьер. Правда, когда учительница вызывала меня к доске, я выполняла все задания, однако руку на её уроке никогда не поднимала. При всём этом с другими предметами и педагогами всё было абсолютно нормально (училась я очень хорошо): я часто сама вызывалась отвечать на уроке.

  • Высокие требования к сыну или дочери со стороны родителей. Они желают, чтобы ребёнок соответствовал их идеальным (часто нереальным) требованиям и не дают ему права на ошибку, ругая и даже наказывая за малейший промах. В результате школьник боится проявить инициативу на уроке (вдруг получит не ту оценку, которую ждут родители).

Так, например, моя родственница ругала своего сына за четвёрки по химии (хотя, все согласятся, что это очень трудный предмет, и далеко не всем дано быть круглыми отличниками) только потому, что сама работала учителем в его школе. А другого мальчика-третьеклассника, приятеля моего сына, мама несколько дней не выпускала из дома за то, что он написал диктант на «четыре», а не на «пять». Вполне естественно, что после такой родительской «заботы» об успеваемости у детей возникают всевозможные комплексы, связанные со школой.

  • Слабое знание предмета или непонимание учебного материала. Это, пожалуй, самая безобидная и лёгкая для коррекции причина. Конечно, есть дети, которые всегда бойко отвечают у доски, даже если особо не знают урок. Но многие же, наоборот, предпочитают отмалчиваться, если у них есть пробелы по данному предмету (ребёнок стесняется своего «невежества», тушуется).
  • Низкий статус в детском коллективе (аутсайдер в классе). Это серьёзная проблема, влияющая на самооценку и поведение ученика. Сверстники могут обзывать школьника, издеваются над ним, даже проявлять физическую агрессию. Вполне естественно, что такой ребёнок боится выходить к доске: он знает, что каждое его действие будет сопровождаться насмешками. Он предпочитает тихо сидеть, чтобы поменьше привлекать к себе внимания.
  • Неуверенность в себе, высокая тревожность в силу особенностей характера и нервной системы (дети-меланхолики и флегматики). Для таких ребят любая просьба или обращение учителя воспринимаются как своеобразный стресс, даже если педагог доброжелательно относится к ученику. Кроме того, причиной переживаний у такого ученика может быть единожды полученный негативный опыт (во время ответа у доски что-то не получилось). И неуверенный в себе ребёнок боится его повторения. Другой случай — дети, медлительные от природы (в поведении и мышлении): им просто трудно быстро реагировать на поставленный вопрос, хотя, если есть время сконцентрироваться, результат может быть хорошим.

Например, на секции карате, куда ходит мой сын, есть мальчик. Когда к нему обращается тренер, он начинает заметно волноваться, нервно переступать ногами (хотя в целом занимается хорошо). Я знаю, что он также стесняется отвечать на уроках в школе, хотя дома с мамой хорошо готовит устные ответы: скорее всего, такая же реакция на взрослого, связанная с неуверенностью в себе, у него и на учительницу.

  • Комплексы рождаются из-за проблем с устной речью (неправильное произношение отдельных звуков либо заикание). Ученик стесняется лишний раз что-то говорить (ему проще сказать, что не готов к уроку) и замыкается в себе.

Фотогалерея: факторы, вызывающие боязнь отвечать на уроке

К сожалению, подобная стеснительность не проходит самостоятельно. С течением времени эта проблема и связанные с ней страхи только усугубляются. Получается замкнутый круг: боязнь не даёт возможности ответить на уроке, в результате плохая оценка вызывает дополнительные негативные эмоции и ещё больший страх.

Выяснять причину детских страхов нужно с помощью доверительной беседы со своим сыном или дочерью. Если же это не приносит результата (ребёнок замыкается в себе, сковывается), возможно, потребуется обращение к психологу.

Мама беседует с сыном

В искренней беседе взсролые должны выяснить истинную причину страха школьника

Пути решения проблемы

Определив конкретную проблему, которая мешает школьным успехам сына или дочери, родители должны сделать всё для её устранения.

Ликвидация внутренних трудностей ребёнка

Если школьник боится отвечать на уроке из-за слабого знания предмета, то родителям просто нужно позаниматься с ним и устранить пробелы. Если это не удаётся сделать своими силами, стоит обратиться к репетитору.

Мама с дочкой делают уроки

Иногда, чтобы преодолеть страх публичных ответов, родителям достаточно устранить пробелы в знании предмета

То же самое касается и речевых трудностей. Обычно они не исправляются в домашних условиях (хотя, если всё не очень серьёзно, могут помочь специальные упражнения). Поэтому оптимальное решение — посещение логопеда.

Если ребёнок сам по себе тревожный и неуверенный в себе, то родителям необходимо проигрывать с ним дома устные ответы. Лучше всего, чтобы слушателей было несколько (бабушка, брат, сестра, даже домашние питомцы). Таким образом, ученик будет привыкать к публичным выступлениям.

Если речь идёт о первокласснике, то можно даже посадить кукол, мягкие игрушки. Кто-то из взрослых тоже должен быть рядом.

Очень полезно выступать перед зеркалом — оно покажет юному «оратору», как он выглядит со стороны. Ведь ребёнку необходимо побороть и внешние признаки волнения: переминание с ноги на ногу, подёргивание рукавов одежды, поправление волос и пр. Поза, мимика, жесты — всё это очень важно во время публичного выступления.

Мальчик смотрится в зеркало

Ребёнку полезно проигрывать своё выступление перед зеркалом, контролируя осанку, мимику и жесты

Родители должны проиграть с сыном или дочерью разные ситуации, которые могут произойти во время ответа у доски. Например, учитель задаёт дополнительные вопросы, одноклассник за первой партой усмехается, «корчит рожи».

Если у мамы или папы в школьные годы была похожая проблема, то обязательно нужно откровенно рассказать о ней своему ребёнку. Ему будет очень интересно узнать, как родной человек переборол свой страх. Малыш поймёт, что трудности могут быть не только у него, и всегда есть выход из ситуации.

Стеснительного и неуверенного в себе школьника дома необходимо чаще хвалить, обращать внимание на малейшие успехи в преодолении робости. Следует поддерживать любую его инициативу. Например, «Учитель сообщил мне, что ты прекрасно прочитал с места текст. Я очень горжусь тобой! А когда ты сам поднимешь руку, то, вообще, будешь молодец!».

Мама обнимает дочку

Стеснительный ребёнок очень нуждается в ласке и похвале

Специальные психологические упражнения

Эмоции и настроение тесно связаны с мышцами. Так, у человека, который волнуется, напрягается тело и лицевые мускулы, возникают спазмы в горле. Поэтому стеснительного школьника важно научить расслаблять с помощью подобных упражнений (их можно делать прямо во время урока):

  1. «Воздушный шарик». Нужно мысленно «надуть» шарик, досчитать до десяти, а потом быстро расслабить мышцы рта и щёк.
  2. «Штанга». Аналогичное упражнение на мышцы плеч и спины. Ребёнок воображает себя штангистом, устанавливающим рекорд. Он напрягает спинные и плечевые мышцы, а затем мгновенно их расслабляет (как будто бросает штангу на пол).

Повышение статуса ребёнка в школьном коллективе

Более сложная ситуация — низкий статус ребёнка в школьном коллективе. Здесь родители должны помочь своему чаду наладить контакт с одноклассниками. Чем меньше возраст ученика, тем проще справиться с этой проблемой.

Взрослым необходимо создать ребёнку ситуацию успеха. Например, мальчика хорошо записать в спортивную секцию (например, боевые искусства или плавание). Там, как правило, создаётся коллектив единомышленников, которые поддерживают друг друга. Одноклассники обычно уважительно относятся к детям-спортсменам, а уж тем более, когда появятся первые достижения (грамоты, медали).

Юные каратисты после экзамена

В спортивной секции создаётся коллектив единомышленников, которые дружат и поддерживают друг друга

Нужно учитывать, что современные дети с ранних лет заводят себе странички в социальных сетях, и различные аспекты их жизни многие могут увидеть: например, когда ребёнок находится на соревнованиях или другом важном мероприятии.

Даже если отношения с одноклассниками особо не наладятся, школьник просто не будет столь болезненно воспринимать отсутствие контакта с ними: ведь его социальная жизнь уже не будет ограничена только классом, в ней будет много важных вещей, приносящих радость. Соответственно, уменьшится и боязнь публичных ответов.

Что касается девочки, то её можно отдать в танцевальную студию, в секцию фигурного катания или гимнастики. Очень скоро одноклассники поймут, что у ребёнка есть свои увлечения, он является личностью, и они наверняка сами к нему вскоре потянутся.

Конечно, есть особо тяжёлые ситуации, когда ребёнок является в коллективе настоящим изгоем. Здесь уже не обойтись без помощи классного руководителя, психолога. Если проблема никак не решается, то родителям стоит перевести сына или дочь в другую школу.

Беседы с педагогом

Если источником детского комплекса является учитель, то, конечно, родителям нужно побеседовать с ним, не переходя при этом на обвинения и грубость. В лице педагога важно найти союзника. Мама может попросить оказать снисхождение её слишком стеснительному ребёнку: например, давать ответ в письменной форме или наедине с учителем — на ушко во время перемены.

Папа разговаривает с учительницей

Родитель может попросить учителя оказать снисхождение его слишком стеснительному ребёнку

Когда причина детского страха кроется в поведении педагога, манере общения (чересчур эмоционален и не очень тактичен), то нужно донести до него (опять-таки без упрёков и обвинений), что школьник слишком остро воспринимает некоторые моменты. Ведь порой учитель, у которого в классе много учеников, может даже и не догадываться, что у кого-то из них его реплика стала причиной комплекса.

Грамотный педагог, осознавший, что у школьника есть страх публичных ответов, не должен заставлять говорить его громко, непременно полными предложениями. Двигаться к этому нужно постепенно: вначале пусть ребёнок повторяет за другими учениками, отвечает односложно. Учитель, как и родители, должен оказывать эмоциональную поддержку: не акцентировать внимание на неудачах, а, наоборот, поощрять смелость — добрым словом, искренней улыбкой.

Этот момент очень важен. Ведь именно от учителя во многом зависит эмоциональный комфорт ученика. Работая воспитателем в детском саду, я с детьми часто посещала массовые мероприятия в местном Доме Культуре. Там я неоднократно наблюдала, как некоторые чересчур эмоциональные педагоги старались «раскрепостить» слишком застенчивых детей: насильно вовлекали их в танцы, музыкальные игры, конкурсы и пр. Некоторые ребята просто начинали плакать от обиды и чувства неловкости (я считаю, что скромного малыша это очень травмирует психологически), вызывая тем самым раздражение «горе-воспитателя». Аналогичную картину мне доводилось видеть и в школе, там на подобных мероприятиях я была уже в качестве зрителя — сопровождала своего сына-первоклассника.

Пересмотр собственной позиции со стороны родителей

Обычно завышенные требования к ребёнку предъявляет кто-то один из родителей (обычно он является в семье лидером). Задача второго — спокойно и доходчиво объяснить, что отличные оценки в школе — это ещё не гарантия счастливого будущего сына или дочери. Гораздо важнее для формирующейся личности эмоциональное благополучие и отсутствие комплексов. Когда взрослый осознает свою ошибку и станет снисходительнее к своему чаду, результат не заставит себя долго ждать: ребёнок перестанет бояться домашних укоров за не слишком высокую, по мнению родителя, оценку в школе, и его активность на уроке обязательно возрастёт.

Мужчина и женщина разговаривают

Если завышенные требования к ребёнку имеет один из супругов, то задача другого — переубедить его, объяснить первостепенные ценности в жизни

Типичные ошибки родителей

В поведении родителей бывают некоторые моменты, которые способны только усугубить детский страх ответов у доски:

  1. Взрослые, далёкие от понимания детской психологии, добиваются от ребёнка обещания, что с завтрашнего дня он будет поднимать руку и сам вызываться отвечать урок у доски. Родители считают, что таким радикальным методом школьник переборет свой комплекс. На самом же деле это только усилит боязнь и неуверенность в себе, и к психологическому дискомфорту могут добавиться психологические проявления: мигрень, боли в желудке и пр.
  2. Приём запугивания. Взрослый угрожает ребёнку, что если он не будет поднимать руку, то последует серьёзный разговор с учителем. Это также не будет иметь никакого действия: просто сын или дочь станет воспринимать родителей как врагов. Лучше предложить побеседовать всем вместе — с учителем, чтобы найти решение проблемы.
  3. Упрёки в сторону ребёнка: «кто же из тебя вырастет, когда ты даже руку боишься поднять». Такие высказывания ещё больше снизят детскую самооценку, убедят малыша в собственной неполноценности и усугубят стеснительность. Он будет жить в постоянном стрессе. Похожие последствия имеют и сравнения с другими, более бойкими детьми: «почему ты не можешь сделать так, как твои одноклассники, это же так просто» (школьник станет этих детей просто тихо ненавидеть).
  4. Взрослые пытаются кардинально переделать своего излишне застенчивого сына или дочь: отдают в театральную студию, заставляют декламировать стихи, петь песни перед гостями дома (согласно поговорке «клин клином вышибают»). Таким образом, мама и папа делают всё, чтобы их ребёнок оказался в ситуации, которую он боится и всячески избегает. Опять-таки возникает чувство своей неполноценности и вины (неоправдание родительских надежд).
  5. Бездействие. Взрослые начинают делать вид, что проблемы просто не существует. Излишнюю застенчивость своего чада они воспринимают просто как черту характера. Ведь, по сути, скромный ребёнок удобен для родителей: он ни с кем не подерётся в классе, не нахамит учителю, не дерзит дома и пр. Однако «удобный» не значит «счастливый»: когда сын или дочь вырастет, то боязнь публичных выступлений будет мешать их учёбе в техникуме или институте, да и, вообще, полноценной успешной жизни.
Отец грозит пальцем сыну, мальчик сидит скрестив руки

Некоторые ошибки в родительском поведении (упрёки, запугивание, сравнение с другими детьми) могут только усугубить ситуацию

Видео: ребёнок боится отвечать у доски (советы психолога Натальи Барложецкой)

Стеснительность и неуверенность в себе, безусловно, мешают школьнику достичь успехов в учёбе. Задача родителей — выяснить изначальную причину такого поведения и по мере сил помочь ребёнку. В решении этого вопроса следует активно взаимодействовать с педагогом, а если ситуация не улучшается, обратиться за помощью к специалисту — психологу или психотерапевту.

Adblock
detector